Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования также становится одним из главных в российской образовательной политике.
Принципы инклюзивного образования
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Документы и методические материалы
Работа с воспитанниками с ОВЗ
Согласно ст. 2 п. 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", определено, что "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий".
Прием ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ст. 44 ч. 3 п. 1).
Комплекс "Лонгитюд"
Программно-методический комплекс "Лонгитюд" разработан специалистами Санкт-Петербургского государственного университета под руководством Мирошникова Сергея Александровича и Ивановой Анны Евгеньевны. Система "Лонгитюд" зарегистрирована в Министерстве образования РФ. Экспертная система предназначена для:
- определения уровня развития детей, начиная с двух месяцев до семи лет;
- выявление у детей отклонений в психомоторном развитии;
- контроля динамики развития ребенка;
- подготовки индивидуальной программы занятий для обследованного ребенка.
Процедура тестирования проста: родителям необходимо ответить на поставленные вопросы, после чего ответы будут обработаны компьютерной программой и проанализированы специалистами. После проведения тестирования формируется "Индивидуальная программа развития ребенка", которая:
- состоит из разделов, соответствующих параметрам, которые оцениваются во время обследования;
- формируется с учетом индивидуальных показателей развития обследованного ребенка по каждому параметру;
- рассчитана на ближайшие месяцы жизни ребенка и включает в себя рекомендации, игры и упражнения, которые уже ему по силам и способствуют дальнейшему развитию;
- включает рекомендации и игры, ориентированные на закрепление имеющихся умений и навыков.
Работа с родителями
Сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – это деятельность, направленная на актуализацию ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ, что позволяет создавать соответствующее возрасту и возможностям ребенка развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.
Цель – организация психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для расширения социальной адаптации, активизации познавательной деятельности и реабилитации детей с ОВЗ.
Принципы сопровождения в образовательном учреждении
- Личностно-ориентированный принцип – подход к детям и родителям, где в центре внимания стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
- Гуманно-личностный принцип – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной "Я-концепции" каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
- Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, социальным педагогом, родителями.
- Принцип деятельностного подхода – психолого-педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
- Принцип конфиденциальности – вся информация, полученная о ребенке и его семье, не распространяется за пределы Центра, без соответствующего разрешения родителей или законных представителей ребенка.
VI Всероссийский конкурс "Лучшая инклюзивная школа России – 2019"
Всероссийский конкурс "Лучшая инклюзивная школа России" проводится Министерством просвещения Российской Федерации в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также распространения позитивного педагогического опыта в этой сфере. Победители определяются в номинациях "Лучшая инклюзивная школа" и "Лучший инклюзивный детский сад".
МБДОУ № 69 стал Лауреатом VI Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России" в номинации "Лучший инклюзивный детский сад"!
24 октября 2019 года в Общественной палате Российской Федерации на торжественной церемонии закрытия VI Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа России" прошло награждение участников. Победителей наградила Министр просвещения РФ Васильева Ольга Юрьевна. "Труд педагога инклюзивного образования формирует не только личность ребенка с особыми образовательными потребностями, он распространяется на всех детей, прививая доброту и отзывчивость. В группе, классе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, всегда можно наблюдать картину, как в других раскрываются милосердие, толерантность, внимание к каждому человеку, умение прийти на выручку и другие положительные качества личности", – отметила глава Минпросвещения России.